Что может быть уничижительнее для мужского самолюбия, чем чье-нибудь замечание: "Мужик… не может гвоздя забить". Потому и понятна гордость известного новорусского предпринимателя, похвалявшегося: "Я "десятку" вколачиваю в доску с одного удара молотка!". Таких умельцев зовут в народе "золотые руки".

 

 

 

З О Л О Т Ы Е   Р У К И   Р О С С И Й С К И Х   М А С Т Е Р О В

 

Но наш разговор не о них, "безруких" или "золоторуких". Просто так становится очевидным, что ручной труд, рукоделие не утратили своей привлекательности для нас и являются ценностью безусловной, такой же, как гибкость, сила, ловкость атлетов, то есть физическим совершенством, доставляющим нам, зрителям, эстетическое наслаждение: не только его результат, но и сам процесс труда. Мы не будем рассказывать при этом об истории и проблематике, специфике и методике. Цельная картина представлений и так сложится, если мы все наше умение направим на то, чтобы, кстати, как и в спорте, ярко, объемно и многогранно показать сам процесс труда - отточенные смекалкой, потом и временем действия многих поколений умных рук.

Каждый из фильмов представит зрителям одну из профессий, бытующих до сего дня на просторах нашей земли:

 

" К у з н е ц "

 

 

Ведущий свою родословную от Гефеста, он безусловный фаворит этого сериала. Ни одна профессия так не мифологизирована, как эта. Ни одна до сих пор так не важна для нашей обыденной жизни. От кружевных детских санок до могильной ограды, от ступицы колеса до колесной пары - его глаз, его смекалка, его верная рука. А одеть кованым стальным узорочьем скорлупу куриного яйца, не повредив ее при этом, не надтреснув?

 

" Т к а ч и х а "

 

 

Как и многие другие профессии, эта возникла из домашнего рукоделия. Нынче они перевелись, а совсем еще недавно в каждой русской избе стоял ткацкий стан. Во многих и до сих пор он пылится на чердаке. Про суровье что говорить, а половики и до сего дня на них ткут. Ловкости и проворства женских рук здесь мы не увидим - разве узловатые, до сих пор не забывшие навыка пальцы иной бабульки. Настоящее порхание рук - в ткацких цехах. А что? Основа и уток те же.

 

" П л о т н и к "

 

 

Самая массовая профессия, которой до недавнего времени владел каждый сельский житель, но дающая простор для совершенствования бесконечный, как бесконечно далеки и по виду, и по сложности работы свежесрубленная банька и многоглавый храм пятериком. Здесь лишь одно общее и определяющее русского плотника - его единственный на все потребности работы и жизни инструмент - топор: одинаково пригоден и дерево свалить, и бороду сбрить.

 

" С т о л я р "

 

 

- от "стол", "престол", "столичный" - вона куда в высь устремилась гордыня профессионального труда. И немудрено: как храм от избы - так столяр отличается от плотника. Так материалы столяра и инструменты - разнообразнее и тоньше, замысловатее и совершеннее. Так и работа его точнее и чище. Так и изделия его - ласкаем мы нашими руками: стол, престол, столичный…

 

 

" Ш в е я "

 

 

Конечно не швеям-мотористкам наши восторги и не портнихам-подпольщицам. Наша признательность многим поколениям российских крестьянок, по жизненной необходимости после окончания полевых работ становившимся швеями и пряхами, ткачихами и вышивальщицами. От них, от этих долгими зимними вечерами дома рощенных рукоделий пошли русский характер, народное творчество, национальное искусство. Самые умелые из них возвели рукоделие в ранг профессии. Самые умелые из умелых становились белошвейками и золотошвеями.

 

" К а м е н щ и к "

 

 

Не только кирпич класть, но белый камень резать и гранит тесать. А взять и кирпич: выложить свод с замковым камнем - не красота ли? А вывести стену на скорость? Шлеп раствор, плюх кирпич, тук-тук рукояткой мастерка - и по новой, новый кирпич… Облицовка стены из лицевого кирпича: каждый ряд по струнке и таких рядов… Все виды кладки и вершина мастерства - при возведении храма.

 

" П е ч н и к "

 

 

Профессия, захиревшая было в скудном совдепском быту, но в последнее время воспрявшая в новорусских каминах и каменках в повсеместных банях на дачных участках, в стилизациях под русскую печь. На первый взгляд - что же здесь нового по сравнению с трудом каменщика? Но затейливость и прихотливость объекта требуют выдумки и фантазии соответственно и в приемах работы, не говоря уже о том, что профессия включает в себя и многие иные умения, связанные с жестяными, фундаментными, оформительскими навыками. А уж сколько по ходу дела возникает уникальных приспособлений, необходимых здесь и сейчас!..

 

" П а р и к м а х е р "

 

 

Велико искушение назвать его "цирюльником" и заглянуть в тьму веков, да боязно спутать с лекарем, так что ограничимся исключительно деланием причесок. Здесь тоже простор для экскурсов по портретным галереям Запада и Востока. А в наше время набирает массовость профессия парикмахера для собак: со своей спецификой, психологией и дизейнерскими идеями.

 

" Ж е с т я н щ и к "

 

 

"Лудить! Паять!" - уходит вместе с жестяной посудой. Зато вентиляционные и кровельные работы, водостоки в связи с бумом индивидуального строительства приобретают все более массовый и вычурный характер и, главное, не поддаются индустриализации, если речь идет о собственно жести. Раскрой листа, фасонный шов, отделка украшениями - вроде как из бумаги или ткани, но ведь металл… и потому такие удивительные приемы работы, инструменты и приспособления.

 

" К р у ж е в н и ц а "

 

 

Поэты воспевали ее труд, художники запечатлевали ее грацию. Труд индивидуальный и артельный, определяющий философию и образ жизни русского человека, один из немногих совершивший прорыв в искусство и явивший высочайшие образцы народного творчества.

 

" П о р т н о й "

 

 

Да, да, классический тип портного - еврей с пейсами в жилетке на огромном столе, потирающий натруженную портняжную мышцу. Здесь же и манекен, и булавки, бортовка, подбортовка - примерочная. Легкие, неуловимые движения пальцев рук - и неподатливый лист газеты уже не топорщится, а обтекает, будто эластичный, статную мужскую фигуру или струится волнами на женской. В театральных костюмерных и домах высокой моды невзрачные на первый взгляд одежки, собранные за кулисами "на живую нитку", предстают на сцене или подиуме под праздничными софитами во всем своем великолепии - произведениями искусства.

 

" Г о н ч а р "

 

 

"Горнчар, глинчар" - старинные названия профессии, которые вобрали в себя и материал, и технику, и технологию, и очарование древним как мир ремеслом горшечника. Гончарная глина, гончарный круг, гончарный стан… Давно уже крынка - символ горшечного ремесла - перекочевала из кухни в натюрморт, а труд гончара в индустриальном обществе стал казаться чудачеством. Но именно благодаря таким рукомеслам у человека как вида есть шанс остаться не только разумным, но и умелым.

 

" К о р з и н щ и к "

 

 

Он работает не только плетеные корзины, кошницы, пестеря, но и укладки разного рода и вида: и плетенки, и берестяные туеса, и сплошные кузова. Последним видом занимался на досуге великий Менделеев. Корзинщика часто зовут плетельщиком, когда дело касается вербы, соломы, кореньев, драни, лозы.

 

" Б о н д а р ь "

 

 

Это оп-артное зрелище будет посильнее детского конструктора "Лего", когда цветок дубовых клепок собирается бондарем в кадушку. А сколько интереса в "битье" клепок, в плетении из лозы обручей, в набивании их на кадку, в замачивании готовой посудины… Да и занимаются этим промыслом мужики в возрасте, бородища лопатой - "берендеи".

 

" С а п о ж н и к "

 

 

Одно из немногих ремесел, не скомпрометированных потугами стать народным творчеством "на вынос". Оно и понятно: процесс настолько сложный и технически, и технологически, что здесь не могли задержаться случайные люди. Это и уберегло высокое ремесло от профанации и дурновкусия, не в обиду будь сказано многим экспортным промыслам.

 

" В а л я л ь щ и к "

 

 

Валяние кошм, сапог, шапок из шерсти - труд в жаре и влажности тяжелый, вредный, изнуряющий… и ныне уходящий в прошлое. Зато разве сравнишь валенки, катанные мастерами своего дела в Вышнем Волочке вручную, без купороса: мягкие, теплые, домашние - с фабричными: заведомо жесткими, неуклюжими, грубыми?

 

" Ш о р н и к "

 

 

Возрождается в россиянах любовь к лошадям, возрождается и профессия шорника - мастера ременной упряжи. Сохранилась ныне редкая профессия главным образом благодаря кинематографу. На киностудиях страны требовалось воссоздать жизнь и быт людей до автомобильной эпохи.

 

" С т е к л о д у в "

 

 

Слышу возражение: "Где же здесь ловкость рук?". Спрошу в свою очередь: "А вы наблюдали его руки, подкручивающие трубку со шматом стекла, которое не должно провиснуть, ни - Боже упаси - упасть, а в заключение изготовления кувшина, например, поджать деревянными щипцами горлышко, оттянуть носик - все на весу, ни на миг не останавливая подкручивания изделия? При этом: придумать новый мотив оформления, полюбоваться, воплотить, пока стекло не остыло…". А на экране сполохи огня через цветное стекло, музейные экспонаты от незапамятных времен до наших дней.

 

Hosted by uCoz